Skip to content

Пермская летопись. 1398 год

Золотая баба

Золотая баба

В Новгородской летописи сказано под этим годом: «Преставися Св. Стефан. Сей научи Пермьскую землю Вере Христове… а прежде клянилися зверем и древом, воде, огню и Златой Бабе» (Рукопись Новгород. Летоп., под год. 1398). Далее, Гваньини в своей книге Rer. Polon, пишет: «В этом Обдорском царстве находился знаменитый идол, высеченный из камня, которого жители Московии называют Золотой Бабой» (Rer. Polon., Gnagnini T. II стр. 205). Далее он рассказывает, что эта Золотая Баба держала одного младенца на руках, а другой стоял подле и назывался ее внуком; что ей приносили в жертву шкуры соболиные и прочие; что люди ели сырые кишки и мясо убитых в ее честь оленей и жрец вопрошал между тем идола о будущем; что звук в горах происходил, по мнению Гваньини, или от искусственных орудий, или от естественных, подземельных каналов и ветра. Идолов этих помещали в кумирнях, в домах и на площадях, на дорогоах и в лесах. При идолах служили волхвы, чародеи, обоянники; у них был, во время Стефана Велико-Пермского, начальник и старшина – волхв или кудесник, по имени Пама, который пользовался высшим почетом от народа и был признаваем отцом, учителем и наставником. Кроме этих богов, пермяки признавали еще невещественных богов, или духов, составлявших высшие существа языческой религии. Это – Ен – бог добра, живущий на небесах, покровитель и защитник добрых, и Куль – черт, злое начало, живущее под землей, в преисподней (вакрамеж). Ен будет судить людей «на том свете» и праведных будет помещать в рай, а грешников отдавать Кули в ад – для мучения. Отсюда видно, что Ен и Куль, получившие ныне значение из христианской религии, были в понятиях пермяков еще с давнего времени (См. Ист. Госуд. Росс. Карам. – Т. V, гл. 1, стр. 68 и Ж. мин. внут. дел ч. XXIX, кн. 4, стр. 62). Племена эти, жившие в древней Пермии, управлялись своими князьями и жили под своим законом, занимались торговлей, звероловством, рыболовством, пчеловодством и земледелией. Из князей Пермских остались известными 13: Князь Михаил Пермский, убитый Вогуличами, Князь Владимир Пермский, Князь Иоанн Пермский, убитый Вогуличами; великие князья: Ермолай, Василий, Федор; князья Пермские: Дмитрий и Константин; Князь Велико-Пермский Андрей; Князь Пермский Матвей, Княгиня Анна Велико-Пермская и Княгиня Анастасия Велико-Пермская. Князья Вогульские: Асык, Юшман, Кальп, Бебек; Князь Югорской земли – Молдан; Князь Остяцкий – Амбал.

Воин манси (вогул)

Воин манси (вогул)

Но о деяниях и быте этих племен в летописях истории не упоминается и они делаются известными только по случаю их нападений и грабежей, а иногда, впрочем, и по случаю торговых сношений и движений с одного места на другое. (Памятн. кн. Пермск. губ. За 1863 г.).

Епископом Пермским был Исаакий, рукоположенный в 1398 г. 20 января в сан епископа (Истор. Карамзина, т. V, стр. 232).

Примечание. О епископе Исаакии упоминается и в 1416 г. (Вологодск. губ. вед. 1855. Стр. 775). По замечанию же архиепископа Макария, Исаакий рукоположен в епископы Перми 8 сентября 1397 г. (История церкви, т. VI, стр. 319).

Епископ Исаакий продолжал труды св. Стефана , внушая непросвещенной своей пастве первоначальные и необходимые правила христианской веры, которых они не могли усвоить. Наверное он их учил не более, как изображать на себе крестное знамение, полагать поклоны, молиться каждый день по утру и по вечеру, перед обедом и после обеда, читать известные молитвы, как например: «Господи Иисусе Христе Боже наш – помилуй нас»… «Богородице Дево радуйся»… «Отче наш»… А всего более внушал пастырям церкви, чтобы и они беседовали о подобных предметах со своими пасомыми: поелику пастыри, совершая христианские требы, имели с ними весьма частые сношения. Такая проповедь не могла не иметь и благодетельных последствий, тем более, что в это время пермские пастыри имели помощников себе уже из самих пермяков, а потому они могли гораздо ближе беседовать со своими пасомыми и говорить с ними о предметах религии гораздо внятнее и вразумительнее.

К правлению Исаакия надобно отнести также строение вновь некоторых монастырей, потому что духовенство, жительствовавшее в монастырях, было довольно многочисленно при св. Стефане; а со временем оно более и более размножалось, занимаясь исключительно просвещением народа, написанием святых книг и святых икон. В правление сего же епископа, пермские миссионеры – иноки новооснованной пустыни Троицкой, на реке Печоре, в 600 верстах от Усть-Сысольска, просветили зырян по берегам оной реки до Пустозерска и служили новообращенных вместо приходских священников. Исаакий скончался и погребен с честью около 1416 года, правив Велико-Пермской церковью не менее 19 лет (Пермск. Епарх. ведом. За 1868 год №8).

Преемников епископа Исаакия был епископ Герасим.

Примечание. По некоторым сведениям, епископ Герасим управлял Пермской епископеей в 1441 г. (Вологодск. губ. ведом. за 1850 год).

Святители Питирим, Герасим и Иона

Святители Питирим, Герасим и Иона

В первые годы управления Герасима паствою царствовали глубокий мир и спокойствие; народ благоденствовал, наделяя щедрыми приношениями возникавшие монастыри и храмы, так что не соталось более многочисленного селения, где не было сооружено новой церкви, усердием новообращенных прихожан; в тяжкие же годины испытания, Герасим употребил все свое влияние на защиту веры и паствы, ему вверенной; не щадя здоровья и собственных средств, как истинный пастырь, он странствовал по всей Перми, являясь как ангел-хранитель везде, где предстояла опасность, защищал притесняемых невинно, повсюду благодетельствовал и был миротворцем, умоляя духовных чад своих не унывать и постигшей их беде и с терпением переносить посещение Божие.

Бродячая новгородская и вятская вольницы, тронутые его смиренными увещаниями, неоднократно возвращали награбленное ими имущество и вносили даже, из уважения к доброму пастырю, богатые вклады в обители Пермские; даже вогуличи, не смотря на свирепость своего вождя, когда безбоязненно явился в стан их Герасим, с кротким молением о пощаде вверенного ему народа, почувствовали справедливость его убеждений и удалились, не причинив вреда. Неусыпные попечения, заботы и путешествия расстроили здоровье святителя. Но, не смотря и на это, он больной отправился обозревать ближайшие к Усть-Выму церкви. Но на возвратном пути, на Усть-Вымском лугу, «За мало стадий от соборные церкви бысть удушен св. отец за нечто, от домочадцев, неповинно кончину восприя святый, месяца января в 29 день – амофором».

2 Comments

  1. Нина wrote:

    Замечательный сайт, большое спасибо. В тексте за 1398 год два раза повторяется ,, когда,,…. своего вождя, когда когда безбояз….. C ув. Нина Ивановна.

    Понедельник, Ноябрь 5, 2012 at 22:10 | Permalink
  2. lev wrote:

    Спасибо, поправил

    Вторник, Ноябрь 6, 2012 at 2:56 | Permalink

Post a Comment

Your email is never published nor shared. Required fields are marked *
*
*