Skip to content

Пермская летопись. 1447 год

Святители Герасим, Стефан, Питирим и Иона

Святители Герасим, Стефан, Питирим и Иона

Епископом Велико-Пермским был Питирим, который, пользуясь любовью великого князя и митрополита, при отъезде в Пермь, снабжен был великолепной ризницей и образованным духовенством; а потому имел имел полную возможность совершать богослужение в стране Пермской гораздо торжественнее, чем его предшественники. А это уже, конечно, имело благотворное влияние на Пермь и, в особенности, когда Питирим, по обычаю московскому, совершал крестные ходы и литии. Кроме сего, обладая высокой образованностью, он беседовал с пермским народом изустными поучениями собственного своего сочинения, приспособительно к его понятиям и нуждам, а через это самое более и более, привлекая к евангелию, утверждал его в благочестии христианском. Питирим, по повелению великого князя, был вызван в Москву и находился при рукоположении в сан митрополита св. Ионы. Но к чрезвычайно скорби церкви пермской и сей светильник нее, через пять лет, по вторичному прибытию из столицы, скончался и погребен на Усть-Выме.

Питирим, прежде, нежели определен епископом пермским, уже известен был по своей святости и учености митрополиту и великому князю. Случившееся в его время обретение мощей святителя Алексия, всю Россию привело в движение; тысячи народа притекали к раке угодника Божия и бесчисленные исцеления почерпали из его многоцелебных мощей; всякий верующий стремился излить благодарные чувствования своего сердца перед великим чудотворцем. Но не было ему еще написано особой службы, по которой бы вся церковь могла единодушно прославлять великого угодника. Митрополит и великий князь видели это, но трудно было найти человека, который бы мог от лица всей России излить благоговейные чувствования перед великим чудотворцем.  Наконец князь и митрополит, зная высокое образование и святость жизни Питирима, возложили сей труд на него. И точно они не обманулись в своем поручении: Питирим написал канон святителю в духе возвышеннейшем; в духе древних иконописцев церковных. Это высокое творение Питирима свидетельствует сколько о высокой его образованности, столько же и о благочестии. И в самом деле, какое в нем обилие мыслей, какая красота выражений, какое глубокое богословие, соединенное с простотою изложения и. вместе, какое смирение! В самом начале он обращается ко Христу, действующему всячески во всех, и просит Его благодати, чтобы несомненною верою воспеть великого чудотворца: «отврези ми устне, взывает он, благодатию Твоего Божества Христе, и озарив просвети душу же и сердце, несомненною верою воспети обретение честных мощей святителя Твоего Алексия». Далее он обращается к самому угоднику Божию и молит его, чтобы он принял его недостойное хваление: «от уст недостойных и от сердца нечиста и от недостижнаго ума нашего, прими малое хваление, святителю Алексие, воспети обретение честных мощей твоих». Начиная с третьей песни и по девятую, он сильно и разительно изображает великие благодеяния чудотворца и благодарные чувствования к нему верных сынов церкви Российской. В заключении же призывает всех к достодолжному прославлению великого Святителя и Чудотворца: «прийдите вси, взывает он, дивнаго и славнаго в чудесах, великаго святителя Алексия песньми священными восхвалим Российскаго святителя и учителя и ангельским чином созижателя и молитвенника тепла и чтущих память его». Жизнь Питирима в земле пермской была весьма благодетельна для ее жителей. (Пермск. еп. вед. 1668 г.).

Post a Comment

Your email is never published nor shared. Required fields are marked *
*
*