Skip to content

Пермская летопись. 1455 год

Отыр (вогульский воин)

Отыр (вогульский воин)

За обращенных в христианство вогулов страшно вознегодовал на Питирима князь их Асыка. Под его предводительством, летом 1455 года, дикие толпы вогулов, вооруженных луками и стрелами, быстро неслись вниз по Вычегде. Асыка имел намерение напасть на Усть-Вым врасплох, а поэтому нигде не останавливался и задерживал прибережных жителей, не давая им возможности предупредить жителей Усть-Вымских. За несколько верст от впадения реки Выми в Вычегду Асыка остановился, чтобы дождаться приглашенную им для грабежей и убийств вятскую вольницу. Но прежде, чем сделать нападение, он хотел узнать, что делается в Усть-Выме, не приготовились ли там к защите жители и не предпринимает ли чего-нибудь к обороне Питирим. Арханг. летописец под 6963 годом подробно рассказывает о замыслах Асыки и убиении Питирима. «День был воскресный. Рано устром один из усть-вымских жителей поплыл на лодке вверх по Вычегде, и нечаянно наехал на становище вогуличей; рад был этой встрече дикий князь их. Из рассказов поселянина узнал он, что Питирим дома и в этот день намерен идти для молебствия на мыс, что на Усть-Выми; посему Асыка поспешил пристать к Усть-Выму, чтобы в том время, когда займется проповедью Питирим, поразить и пастыря и стадо. Чтобы обмануть бдительность жителей, Асыка велел набросать на плоты множество срубленных елей, которых густые ветви скрывали его войско, так что вооруженные смертью плоты сии издали имели вид плавучих деревьев, будто подмытых напором воды, что часто случается в дикой, еще девственной природе пермского края». В Усть-Выме никто не знал о грозившей опасности; в окруженном дремучими лесами городе было тихо и спокойно. «Так как день был воскресный, то все, стар и млад, шли в собор к Божественной литургии, которую совершал епископ Питирим. После литургии, по обычаю им заведенному, владыка, в святительской одежде, последуемый клиром и всем народом, с иконами и хоругвями, крестным ходом пошел на мыс, где было обширное после образуемое слиянием рек Выми и Вычегды для всенародного молебствия и поучительной беседы. С крестом в руках шел маститый святитель, убеленный сединами, при пении священных гимнов; народ окружал толпами любимого своего пастыря.

Внезапно заметил впереди идущий клир груды дереьев, которые на большое протяжение тянулись во всю длину реки, и передал свое опасение святителю; предвидя свою кончину, уразумел он вражью хитрость и предварил о ней народ. «Смятение в народе было ужасное и вместо священных песнопений раздались раздирающие душу вопли. Приближающиеся враги заставляли  бежать в город, но мысль – оставить старца на произвол врагов как бы приковала всех на одном месте… Архипастырь не смутился при виде опасности; он знал, что переживает последние минуты, а потому спешил отдать последнее благословение своей пастве. С поднятыми к небу руками, на коленях молился он на виднеющуюся вдали церковь в Усть-Выме, затем в последний раз благословил окружавшую его паству и сказал несколько теплых поучительных слов. Вот они:

«Братия и чада возлюбленные! – говорил Питирим – Господь Бог восхотел предать меня немилосердным вогуличам на смерть, и часть отшествия от сего временного жития к вечному приспел; я готов умереть за Господа Бога моего; лучше мне единому, нежели всем вам погибнуть; вам же чадам моим оставляю мир и благословение; любите Бога, любите друг друга, любите врагов своих; Господь спасет вас смертью моею от гнева и ярости их. Храните православную веру, соблюдайте заповеди, поучайтесь благочестию, любите церковь как самих себя; почитайте державного, повинуйтесь властям, ибо они от Бога, внимайте пастырям церковным и Господь благословит вас; мир и благословение вам, чада мои возлюбленные! Не сетуйте, не скорбите ради меня; отойдите от меня скорее, чтобы и вас не постигла некая беда: ибо я не хочу укрываться или бежать, но хочу за Христа Бога и за святую веру православную принять мучение и готов вкусить смерть».

Вогулы в битве

Вогулы в атаке

Слова святителя, предчувствие близкой опасности, вид приближавшихся с воинами плотов – все это было причиною горьких слез, пролитых пермскими христианами… Вдруг толпы вогуличей выскочили на берег, разогнали клир и народ и с яростными криками бросились на святителя. «Не сжалились немилосердные вогуличи и вятчане, видя святого, стоящего на молитве и готового воспринять мученическую кончину. Неистово устремились они на безоружного старца и один за другим начали наносить ему удары. Святитель, как-бы не чувствуя их, кротко увещевал Асыку и бывших с ним; но увещания не могли тронуть их ожесточенные души и варварски был замучен Владыка Пермский от руки Асыки; само тело его, опозоренное наглыми кровопийцами, брошено было на мысу». Так пострадал святой епископ Питирим, Усть-Вымский чудотворец, и добровольно за Христа, от безбожных вогуличей и Вятчан, кончину соприял и венец от подвигоположника Владыки Спаса своего Иисуса Христа, августв в 19-й день, в лето 1455. (Пермск. еп. вед. 1868 г. №24, Истор. церкви архиеп. Макария т. VI, стр. 320; Полн. собр. Рос. лет. IV, 147; Вологодск. еп. вед. 1865 год прибавл. стр. 702-705).

Примечание. О епископе Питириме упоминается в следующих годах: 1447, 1448 и 1455 г. (Вологодск. губ. ведом. за 1850 год).

Post a Comment

Your email is never published nor shared. Required fields are marked *
*
*