Skip to content

Пермская летопись. 1461 год

Святой Иона, Епископ Великопермский (рис. А. Амирханова)

Святой Иона, Епископ Великопермский (рис. А. Амирханова)

Под этим годом упоминается Велико-Пермским епископом Иона.

Примечание. Год управления Пермскою епископиею св. Ионой показывается различно, а именно: в 1459, 1461, 1462 и 1471. (Вологодск. губ. ведом. за 1850 год. стр 775 и Пермск. еп. вед. 1868 г.).

Время хиротонии Ионы не определено, но нет сомнения, говорит профессор Казанской духовной академии Е.А. Будрин, что оно последовало вскоре по убиении его предшественника епископа Питирима.

О дальнейшем служении епископа Ионы, позаимствуем сведения у того же почтенного профессора Е.А. Будрина. «Когда спокойствие в Пермской стране было восстановлено, святитель Иона стал думать о том, как бы благовествовать слово истины  тем из народов, которые обитали по рекам Вишере, Каме, Чусовой и другим, но до которых не доносилось еще радостное благовестие и которые поэтому еще хранили заветы глубокой старины, держались многобожия, боготворили духов тьмы и покланялись бездушным истуканам, Воипелю и Золотой бабе. Соболезнуя о сих несчастных братьях зырян, Иона обрек себя на их служение и сделался их просветителем. (Жития свят. Российск. церкви, мес. январь, стр. 426.).

Обречь себя на проповеди христианства диким народам, идти в дикие дремучие леса, где со свойственным язычникам фанатизмом совершались своим чередом языческие обряды, идти туда на дело проповеди одному, без всякой сторонней помощи – все это дело великого человека, характера твердого, благочестия неподдельного… Ревностный архипастырь идет в северные страны чердынские, идет с одним желанием проповеди, с единственной надеждой на помощь Того, Кто один не оставляет ни в каких опасностях и бедах призывающих Его имя. Что ожидало проповедника в стране языческой, организованной в гражданском отношении, управляющейся своими языческими князьями?…

Борьба с предрассудками, борьба с закоренелым язычеством, обиды разного рода, лишения – вот что должен был встретить и встретил проповедник Евангелия. Но ревностный архипастырь переносил все Христа ради; высокий пример в своем деле он находил в святом Стефане, любовь и терпение которого превозмогли все препятствия. Святой Иона хотел докончить дело великого просветителя пермян, просветив светом христианским тех, быть у которых святой Стефан не имел возможности. К сожалению, мы не знаем подробностей просвещения Великой Перми с главным городом ее Чердынью; – летописи касаются его как бы мимоходом, а проповедники древних времен не имели обычая записывать ни числа обратившихся к христианской вере, ни обстоятельств самого обращения.  Сначала явилась конечно борьба христианской проповеди с язычеством, потом победа словом истины упорнейших волхвов, наконец крещение самого князя чердынского, нареченного Михаилом. (Жития свят. Российск. церкви, мес. январь, стр. 426.). Летописец в нескольких словах записал для потомства миссионерсую деятельность святителя Ионы: «Иона, епископ Пермский, крести великую Пермь и князя их и церкви поставил, и игумены и попы». (Воскр. лист. Под 1468 г.). Если таким образом был обращен уже сам князь языческий, то без всякого сомнения, если не помогал, то по крайней мере не препятствовал он к обращению в христианство своих подданных. «С помощью новообращенного князя, как замечает жизнеописатель Ионы, он сжег кумирницы, истребил идолов, построил церкви на месте бывших капищ, образовал при них училища, и перевел к новообращенным опытных иереев из Усть-Выми». По некоторым данным можно с достоверностью заключить, что святым Ионою для более прочного утверждения святой веры основаны были в новопросвещенной стране монастыри, по крайней мере к его времени относится основание Чердынского Богословского монастыря. Без сомнения, в таком великом деле ревностный архипастырь не мог обойтись без помощников; – мы знаем, что успеху его проповеди много способствовали монахи Троицкой Печерской пустыни, основанной епископом Исаакием, как ближайшие соседи к главному городу Великой Перми, Чердыни. При помощи монашествующей братии и священников, взятых из Усть-Выми, святитель конечно не оставил в языческом заблуждении и инородцев, населявших тогда Соликамский край, который так недалеко от Чердыни. «Нельзя думать, чтобы святой Иона не послал туда игуменов и священников для обращения заблудших. По этому можно предполагать, что начало распространения христианства между здешними остяками  положено также епископом Ионой». Таким образом святой Иона заключил дело святого Стефана, раздвинул широко к юго-востоку пределы Пермской епархии. «Когда радостная весть о просвещении Великой Перми достигла Москвы, великий князь и освященный собор возблагодарили Бога за новое приобретение чад Русской церкви и прославили апостольский подвиг Ионы. Устюжане и новгородцы, прежде всех узнавшие об успехах проповеди святителя, спешили выразить ему любовь своими богатыми дарами, и слава просветителя Великой Перми разнеслась по всей земле Русской, ибо он довершил великий подвиг Стефана. Последний год своей жизни святитель Иона посвятил на устройство благочиния церковного в своей пастве; им основаны были новые обители, приходы и церкви, скончался он 6-го июня 1470 года; положено было, говорит летописец, святое тело его, на Усть-Выми, в своей епископии, близ мощей святых в церкви, по левую сторону Герасима и Питирима еписковов, Усть-Вымских чудотворцев, с надгробными псалмолпениями, где и доныне все трое вкупе почивают, творят знамения и различные подают исцеления, с верою к ним прибегающим, во славу Христа Бога нашего. (Жития свят. Российск. церкви, мес. январь, и Пермск. еп. вед. 1868 г.).

Post a Comment

Your email is never published nor shared. Required fields are marked *
*
*